Генезис теории надежности транспортно-логистической инфраструктуры в контексте устойчивого развития Арктической зоны и Северного морского пути
С. Е. Барыкин, О. В. Компанийцева
Загрузить полный текст
Аннотация: Интерпретация надежности как омниканальной синхронизации логистической экосистемы, в которой устойчивость достигается через согласованное взаимодействие физических, цифровых, организационных и институциональных компонентов, позволяет учесть реальную специфику арктической инфраструктуры, включая климатические риски, фрагментарность сети, цифровое неравенство и необходимость гибкой маршрутизации.
Цель исследования – теоретически обосновать эволюцию концепции надежности транспортнологистической инфраструктуры в контексте устойчивого развития Арктической зоны и Северного морского пути, выявить методологические ограничения существующих подходов и предложить теоретически аргументированную модель надежности с позиции омниканальной логистической синхронизации, адаптированной к макрологистическим условиям Арктики.
Методы. Методологическая база включает сравнительно-аналитический и системный подходы, а также принципы арктического регионального анализа.
Результаты. В статье рассмотрена эволюция подходов к теории надежности транспортнологистической инфраструктуры с акцентом на специфику Арктической зоны и Северного морского пути. Обоснована необходимость перехода от инженерных трактовок надежности к когнитивной модели, основанной на предиктивной аналитике и цифровых двойниках. Надежность интерпретируется как омниканальная синхронизация логистической экосистемы, обеспечивающая устойчивость и адаптивность при высокой степени территориальной и климатической неопределенности. Представлено пять этапов развития категории надежности: от инженерного уровня до цифровой и платформенной надежности.
Выводы. Предложенный подход раскрывает потенциал активного управления логистической надежностью с помощью когнитивных цифровых платформ, что может лечь в основу стратегического планирования арктической логистики.
Ключевые слова: логистика, надежность, когнитивные модели, Арктика, цифровая платформа, пространственное развитие, устойчивость, транспортно-логистическая инфраструктура
Для цитирования. Барыкин С. Е., Компанийцева О. В. Генезис теории надежности транспортнологистической инфраструктуры в контексте устойчивого развития Арктической зоны Северного морского пути // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2025. Т. 27. № 4. С. 94–103. DOI: 10.35330/1991-6639-2025-27-4-94-103
Список литературы
- Бочкарев А. А., Бочкарев П. А. Надежность и устойчивость цепей поставок: модели и алгоритмы: монография. СПб.: Скифияпринт, 2022. 200 с. EDN: YQDGVL
- Шурпатов И. Г., Зайцев Е. И. О методах расчета уровня надежности элементов цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 1. С. 31–37. EDN: NXUQGB
- Компанийцева О. В. Логистическая интеграция системы управления проектом и инфраструктуры региона // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 4. С. 230–233. EDN: TJSKEJ
- Barykin S.E., Wu J. Designing a logistics network in international trade. Globus: Economy and Law. 2021. Vol. 7. No. 1 (41). Pp. 33–37. EDN: COPJTT
- Шульженко Т. Г. Эволюция концепции глобальной логистики в контексте современных условий интернационализации мировой экономики // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 6. С. 391–395. EDN: VUWPZB
- Шумаев В. А., Мешалкин В. П., Бородин В.А., Белозерский А. Ю.Экономико-математические методы оптимизации материальных потоков в цепях поставок // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2011. № 27. С. 101–116. EDN: OKMKAX
- Sheffi Y. The Resilient enterprise: overcoming vulnerability for competitive advantage. MIT Press, 2007.
- Christopher M. Logistics and supply chain management: strategies for reducing cost and improving service. Pearson Education Limited, 2011.
- Bowersox D.J., Closs D.J., Cooper M.B. Supply Chain logistics management. McGrawHill, 2011.
- Haimes Y.Y. Risk modeling, assessment, and management. 3rd ed. Hoboken: Wiley, 2009. 1040 p. ISBN: 978-0-470-42248-9
- Efanov D.V., Sapozhnikov V.V., Sapozhnikov Vl.V. Boolean-complement based fault-tolerant electronic device architectures. Automation and Remote Control. 2021. Vol. 82. No. 8. Pp. 1403–1417. DOI: 10.1134/S0005117921080075
- Efanov D.V., Yelina Y.I. Design of self-checking digital devices with boolean signals correction using weight-based bose–lin codes. Control Sciences. 2024. No. 4. Pp. 22–36. DOI: 10.25728/cs.2024.4.3
- Efanov D.V., Pivovarov D.V. Design of Self-checking discrete devices based on polynomial codes with computation control via several diagnostic attributes. Automation and
Remote Control. 2025. Vol. 86. No. 5. Pp. 402–416. DOI: 10.31857/S0005117925050038 - Stephenson S.R., Smith L.C., Agnew J.A. Divergent long-term trajectories of human access to the Arctic. Nature Climate Change. 2011. Vol. 1. Pp. 156–160. DOI: 10.1038/nclimate1120
- Rodrigue J.-P., Notteboom T. The geography of transport systems. London: Routledge, 2006.
- Chen J., Kang S., Wu A., Chen L. Projected emissions and climate impacts of Arctic shipping along the northern sea route. Environmental Pollution. 2024. No. 341. ID 122848. DOI: 10.1016/j.envpol.2023.122848
- Zhang D., Li X., Huang Y. et al. A robust optimization model for green regional logistics network design with uncertainty in future logistics demand. Advances in Mechanical Engineering. Vol. 7. No. 12. DOI: 10.1177/1687814015620518
- Zhang Y., Ren S., Liu Y., Si S. A big data analytics architecture for cleaner manufacturing and maintenance processes of complex products. Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 142. Pp. 626–641. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.07.123
- Tao F., Qi Q., Wang L., Nee A.Y.C. Digital twins and cyber–physical systems toward smart manufacturing and industry 4.0: correlation and comparison. Engineering. 2019. Vol. 5. Pp. 653–661. DOI: 10.1016/j.eng.2019.01.014
- Barykin S.E., Sergeev S.M., Provotorov V.V. et al. Sustainability analysis of energy resources transport based on a digital n-d logistics network. Engineered science. 2024. Vol. 29. ID 1093. DOI: 10.30919/es1093
- Barykin S.E., Chursin A.A., Barykin A.S. et al. Energy efficient digital omnichannel marketing: managerial and technological dimensions. Frontiers in Energy Research. 2022. No. 10. ID: 946588. DOI: 10.3389/fenrg.2022.946588
- North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
- Gao X., Ge W., Yu Q., Zhao X. Optimizing northern sea route transportation times: a study from Chinese shipper’s perspective. OMAE Conference Proceedings. 2024. Vol. 6. DOI: 10.1115/OMAE2024-127804
- Goldin V.I. Northern sea route: past, present, and future. results of the international scientific megaproject. Arctic and North. 2024. No. 57. Pp. 244–253. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2024.57.244
- Yelina Y.I., Efanov D.V. Weight-based bose–lin codes in concurrent error-detection circuit based on boolean signal correction. Journal of Computer and Systems Sciences International. 2025. Vol. 64. No. 1. Pp. 17–35. DOI: 10.1134/S1064230725700029
Информация об авторах
Барыкин Сергей Евгеньевич, д-р экон. наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
sbe@list.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9048-009X, SPIN-код: 9382-2074
Компанийцева Оксана Вячеславовна, канд. экон. наук, доцент кафедры Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского;
197198, Россия, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13
oks1@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0068-0411, SPIN-код: 3019-1038