Механизм снижения технологического разрыва университетом в структуре инвестиционной политики
Р. Р. Салгириев, Б. Б. Сатуев
Загрузить полный текст
Аннотация: Внешние вызовы в национальной экономике и переход системы высшего образования к усиленной подготовке будущих инженеров затрагивают несколько важных направлений – структуру инновационного развития вузов и инвестиционную политику, направленную на поддержку инноваций в сфере образования. Актуальность сохранения инновационного потенциала особенно заметна в региональных университетах, ресурсы технологического развития которых могут отличаться.
Цель исследования – изучить проблему технологического разрыва в структуре регионального высшего образования и современные направления научных поисков при ее решении.
Методы исследования. В процессе исследования были применены методы дедукции, постановки проблем и синтеза.
Результаты. На примере государственных вузов Чеченской Республики наглядно показано, что на территории региона могут функционировать университеты с разными потребностями в инновационном развитии. Для инвестиционной политики на уровне региона подобная ситуация означает необходимость разработки универсального решения во избежание технологического разрыва, так как именно указанная проблема во многом характеризует экономическую самостоятельность вуза в условиях неизбежного взаимодействия с технологиями. В статье приведена структура компонентов единого механизма снижения технологического разрыва университета в структуре инвестиционной политики.
Выводы. Применение структуры региональным университетом позволит в рамках инвестиционной политики установить более тесную связь между запросом региональной экономики на квалифицированные кадры, образовательными возможностями вуза в соответствии с профилем обучения, а также инновациями.
Ключевые слова: технологическое развитие, университет, высшее образование, инновация, образовательная программа, региональная экономика, квалифицированные кадры, экосистема, технологический разрыв, механизм
Для цитирования. Салгириев Р. Р., Сатуев Б. Б. Механизм снижения технологического разрыва университетом в структуре инвестиционной политики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2025. Т. 27. № 4. С. 136–144. DOI: 10.35330/1991-6639-2025-27-4-136-144
Список литературы
- Прохорова И. С., Гуреев П. М. Цифровая зрелость бизнеса: технологический разрыв и ограничения цифровой трансформации // Вестник ГУУ. 2023. № 4. С. 49–56. DOI: 10.31897/PMI.2022.107
- Прохорова И. С., Елхова А. В. Проблемы управления цифровой зрелостью бизнеса в условиях технологического разрыва // Вестник ГУУ. 2023. № 9. С. 75–82. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-9-75-82
- Вашко И. М. Глобальные тенденции технологического развития и их влияние на страны ЕАЭС // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17–2. C. 36–41.
- Жданеев О. В. Обеспечение технологического суверенитета отраслей ТЭК Российской Федерации // Записки Горного института. 2022. № 258. С. 1061–1078. DOI: 10.31897/PMI.2022.107
- Маслюкова Е.В., Маскаев А.И., Покусаенко М.А. Государственная политика в сфере образования и молодежный прекариат // Journal of Institutional Studies. 2021. № 4. С. 140–152. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.140-152
- Мамуркова Е. Р., Кейлиц П. М., Литвинова Н. А., Гаврилюк Е. С. Анализ трендов и потребностей современного рынка труда для на примере ИТ-отрасли: пути преодоления карьерного разрыва // Beneficium. 2024. № 2(51). С. 111–120. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2024.2(51).111-120
- Агарков С. А. Воспроизводство человеческого капитала для новой экономики Арктики: вызовы и решения (на примере Мурманской области) // Непрерывное образование: XXI век. № 4(44). С. 84–107. DOI:10.15393/j5.art.2023.8864
- Ростовцев К. В., Хохолуш М. С., Тарасюк И. В. Оценка потенциала развития экосистемной модели отраслей российской экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2024. № 3. C. 311–328. DOI: 10.38197/2072-2060-2024-247-3-311-328
- Конобеева А. Б., Есаков В. А., Маркова О. В. Технологический уклад в жизненном цикле экономики // Вестник МФЮА. 2022. № 1. С. 7–21. DOI: 10.52210/2224669X_2022_1_7
- Atif Y., Chou Ch. Digital citizenship: innovations in education, practice, and pedagogy. Journal of Educational Technology & Society. Vol. 21. No. 1. 2018. Pp. 152–154.
- Yulek M.A. Public Education and the university. Towards Third Generation Learning and Teaching: Contours of the New Learning, Anthem Press, 2023. Pp. 195–208. DOI: 10.2307/j.ctv307fgt5
Информация об авторах
Салгириев Рустам Русланович, д-р экон. наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова;
364051, Россия, г. Грозный, пр-т имени Х. А. Исаева, 100;
rsalgiriev@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5495-6468, SPIN-код: 4542-9218
Сатуев Бекхан Бексолтович, соискатель кафедры экономической теории и государственного управления, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова;
364051, Россия, г. Грозный, пр-т имени Х. А. Исаева, 100;
jnus@mail.ru