Цифровой ландшафт моделей BIG TECH бартерных операций в контексте эволюции логистики, маркетинга и услуг
И. В. Сонц, С. Е. Барыкин, С. М. Сергеев, Е. А. Макаренко, С. Г. Божук
Загрузить полный текст
Аннотация: Современные условия ведения экономической и торговой деятельности сопряжены с рядом фундаментальных препятствий. Санкционное давление усложняет расчеты, что требует разработки альтернативных подходов, включая использование протяженных цепочек транзакций. Проблемы также возникают в области логистики и обеспечения контрактной дисциплины, что приводит к дополнительным издержкам для бизнеса и значительному увеличению продолжительности торговых операций. Учитывая высокие процентные ставки, такие обстоятельства существенно снижают прибыль компаний. Поддержание устойчивости коммерческой деятельности, особенно в трансграничной торговле, в значительной степени зависит от внедрения новых инструментов взаимодействия между участниками рынка, в частности бартерных сделок. Бартерные сделки являются частью трансформации бизнес-процессов, ориентированных на цифровую интеграцию, и позволяют компаниям адаптироваться к глобальным вызовам. Цель исследования заключается в разработке алгоритмической основы для принятия оптимальных решений при формировании плана проведения бартерных сделок по возможному спектру ассортиментной матрицы компании. Для ее (цели) решения предложено использование методов балансировки интересов сторон, алгоритмов мэтчинга и «цикла топовых торгов» (Top Trading Cycle), а также применение программных методов оптимизации. Дополнительно учитываются современные тенденции финансового рынка, направленные на интеграцию цифровых инструментов, разрабатываемых крупными технологическими компаниями, в платежный ландшафт цифровых инструментов BIG TECH. В работе основное внимание уделяется проблемам платформенной трансформации, которая помогает провайдерам услуг адаптироваться к новым экономическим реалиям, цифровым инструментам, обеспечивающим повышение конкурентоспособности компаний, новым алгоритмам и моделям осуществления бартерных сделок, которые могут стать частью платформенной стратегии.
Ключевые слова: бартерные сделки, внешняя торговля, большие данные, математическое моделирование, маркетплейс, метод мэтчинга, цифровые инструменты.
Для цитирования. Сонц И. В., Барыкин С. Е., Сергеев С. М., Макаренко Е. А., Божук С. Г. Цифровой ландшафт моделей BIG TECH бартерных операций в контексте эволюции логистики, маркетинга и услуг // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2025. Т. 27. № 1. С. 62–78. DOI: 10.35330/1991-6639-2025-27-1-62-78
Список литературы
- Анисимова Я. А., Плотников В. А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13. № 2. С. 10–23. DOI: 10.21869/2223-1552-2023-13-2-10-23. EDN: YWKZOQ
- Капустина И. В., Григорьева К. А. Россия в системе мирохозяйственных связей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 4. С. 35–40. DOI: 10.37882/2223-2974.2022.04.13. EDN: EDSAGI
- Плотников В. А., Цехомский Н. В. Проблемы финансового сопровождения хозяйственных операций в условиях экономических санкций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6(138). С. 68–72. EDN: ZFOPBP
- Kong X.T.R. et al. Cyber physical ecommerce logistics system: An implementation case in Hong Kong. Computers & Industrial Engineering. 2020. No. April 2019. (139). P. 106170.
- Котляров И. Д. Цифровая трансформация финансовой сферы: содержание и тенденции // Управленец. 2020. Т. 11. № 3. С. 72–81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6. EDN: QCAMVP
- Куликова О. М., Суворова С. Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6(48). С. 50–55. DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.008. EDN: ZLREFV
- Лавская К. К., Барыкин С. Е., Макаренко Е. А. Цифровой помощник в контексте понятий цифровой платформы и цифровой экосистемы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 7. № 10(139). С. 162–175. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.07.020. EDN: JAJWBB
- Khatri M. Digital Marketing and Artificial Intelligence for Evaluating Powerful Customer Experience. International Journal of Innovative Research in Science Engineering and Technology. 2021. No. 6(6). Pp. 658–660.
- Sidorova E. Features of the Digital Economy Development in the EAEU Countries. Bulletin of Volgograd State University. 2021. No. 3(23). Pp. 123–137.
- Alexander B., Kent A. Change in technology-enabled omnichannel customer experiences in-store. Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. No. January 2020. (65). P. 102338.
- Chang Y.P., Li J. Seamless experience in the context of omnichannel shopping: scale development and empirical validation. Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. No. November 2021. (64). P. 102800.
- Hajdas M., Radomska J., Silva S.C. The omni-channel approach: A utopia for companies? Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. No. June (65). P. 102131.
- Jardim S., Mora C. Customer reviews sentiment-based analysis and clustering for market-oriented tourism services and products development or positioning. Procedia Computer Science. 2022. No. 2021 (196). Pp. 199–206.
- He L., Xue M., Gu B. Internet-of-things enabled supply chain planning and coordination with big data services: Certain theoretic implications. Journal of Management Science and Engineering. 2020. No. 1(5). Pp. 1–22.
- Kapustina I. et al. Digitalization of logistics hubs as a competitive advantage of logistics networks. E3S Web of Conferences. 2020. (157). P. 05009.
- Teodorescu M., Korchagina E. How blockchain is revolutionizing supply chains: a literature review. Global Challenges of Digital Transformation of Markets. New York: Nova Science Publishers, Inc., 2022. Pp. 295–304. EDN: UUELSH
- Voronova O.V., Khnykina T.S., Khareva V.A., Didmanidze I. Blockchain in retail: development prospects and implementation issues. Global Challenges of Digital Transformation of Markets. New York: Nova Science Publishers, Inc., 2022. Pp. 277–284. EDN: UHHIWS
- Егерева Ю. Б., Бахарев В. В. Цифровые логистические платформы как инновационный формат предоставления логистических услуг: критический анализ // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 2(46). С. 5–24. DOI: 10.21685/2227-8486-2023-2-1. EDN: PIOVFW
- Корчагина Е. В., Еремин К. А., Видинеева Е. В. Цифровые логистические платформы: анализ зарубежного опыта // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 4. С. 27–31. DOI: 10.26163/GIEF.2021.42.11.004. EDN: TEKSQJ
- Барыкин С. Е., Егерева Ю. Б., Корчагина Е. В. и др. Крупнейшие международные цифровые логистические платформы: сравнительный анализ // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 1. С. 97–103. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-97-103. EDN: GTYOWI
- Tjahjono B. et al. What does Industry 4.0 mean to Supply Chain? Procedia Manufacturing. 2017. (13). Pp. 1175–1182.
- Barykin S.E. et al. Sustainability Analysis of Energy Resources Transport Based on A Digital N-D Logistics Network. Engineered Science. 2024. (29). P. 1093.
- Otto P.E., Bolle F. Matching markets with price bargaining. Experimental Economics. 2011. No. 3(14). Pp. 322–348.
- Mewomo O.T., Ogbuisi F.U., Okeke C.C. On split equality minimization and fixed point problems. Novi Sad Journal of Mathematics. 2018. No. 2(48). Pp. 21–39.
- Ivanov D., Dolgui A. A digital supply chain twin for managing the disruption risks and resilience in the era of Industry 4.0. Production Planning & Control. 2021. No. 9 (32). Pp. 775–788.
- Barykin S.Y. et al. Algorithmic Foundations of Economic and Mathematical Modeling of Network Logistics Processes. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. No. 4(6). P. 189.
Информация об авторах
Сонц Илья Владимирович, соискатель Высшей школы сервиса и торговли,Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
systemconcept@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7693-508X
Барыкин Сергей Евгеньевич, д-р экон. наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
sbe@list.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9048-009X, SPIN-код: 9382-2074
Сергеев Сергей Михайлович, канд. техн. наук, доцент, доцент Высшей школы промышленного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
sergeev2@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0195-4589, SPIN-код: 4952-8095
Макаренко Евгений Александрович,канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры бизнес-информатики и менеджмента, Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения;
190000, Russia, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67;
ss300@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3461-3166, SPIN-код: 8363-8144
Божук Светлана Геннадьевна,д-р экон. наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
bojuk_svetlana@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-5882, SPIN-код: 3021-5480