Оптимизация режимов работы светофора на двухполосном по каждой трассе перекрестке города
В. Ч. Кудаев, А. К. Буздов
Загрузить полный текст
Аннотация: Одной из актуальных задач оптимизации транспортной системы города является задача о режиме работы светофора на перекрестках города. В работе представлено решение задачи о светофоре на основе математического моделирования и компьютерного проектирования, работающем в двухфазном и трехфазном режимах. В основе представленного метода лежит известное условие Лайтхилла–Уизема. Рассмотрение именно двухполосных по каждой из двух трасс перекрестков связано с тем, что такие перекрестки составляют значительную часть в системе перекрестков города. В настоящее время в основе подходов к решению задачи лежит рассмотрение усредненных показателей транспортной системы на перекрестках городских дорог. Преимущество представляемого метода решения задачи, основанного на методе Лайтхилла–Уизема, состоит в аналитическом решении задачи оптимизации при учете параметров движения автотранспортных средств через перекресток в пиковый (наиболее напряженный) период суток.
Ключевые слова: двухполосный перекресток, оптимизация режимов работы светофора, поток автотранспортных средств, двухфазный режим, трехфазный режим, трассы перекрестка, пропускная способность, нагрузка автотранспортных средств, условие блокировки перекрестка
Для цитирования. Кудаев В. Ч., Буздов А. К. Оптимизация режимов работы светофора на двухполосном по каждой трассе перекрестке города // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2024. Т. 26. № 6. С. 115–128. DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-6-115-128
Список литературы
- Гасников А. В. Введение в математическое моделирование транспортных потоков. М.: МФТИ, 2010. 417 с. ISBN: 978-5-7417-0334-2
- Lighthill M.J., Whitham G.B. On kinematic waves: II Theory of traffic flow on long crowded roads // Proc. R. Soc. London. Ser. A. 1955. Vol. 229. Pp. 281–345.
- Уизем Дж. Линейные и нелинейные волны. М.: Мир, 1977.
- Richards P.I. Shock Waves on the Highway // Oper. Res., 1956. Vol. 4. Pp. 42–51.
- Шец С. П., Справцева Е. В., Калмыков А. А. Применение имитационного моделирования при совершенствовании организации дорожного движения на перекрестке города Брянска // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. № 3(56). С. 67–72. DOI: 10.12737/article_59b11cbf31cbf2.58347936
- Новиков А. Н., Еремин С. В., Шевцова А. Г. Основные принципы расчета программы светофорного регулирования на основе управляемых сетей и потока насыщения // Вестник СибАДИ. 2019. Т. 16. № 6(70). С. 680–691. DOI: 10.26518/2071-7296-2019-6-680-691
- Новиков И. А., Шевцова А. Г., Кравченко А. А., Бурлуцкая А. Г. Разработка методики адаптации модели регулируемого пересечения // Вестник СибАДИ. 2020. Т. 17. № 6(76). С. 726–735. DOI: 10.26518/2071-7296-2020-17-6-726-735
- Калинин И. Н., Глухарев К. К. Исследование интегральных характеристик перекрестков при помощи микроскопических моделей транспортных потоков // Компьютерные исследования
и моделирование. 2014. Т. 6. № 4. С. 523–534. - Долгушин Д. Ю., Мызников Т. А. Имитационное моделирование автотранспортных потоков для оценки альтернативных схем организации дорожного движения в городских условиях // Вестник СибАДИ. 2011. Т. 2(20). С. 47–52.
- Гаряев Н. А., Шаталина В. А. Оптимизация пропускной способности перекрестка на базе многовариантного имитационного моделирования // Научно-технический вестник Поволжья. 2022. № 12. С. 26–29. EDN: WCTOIL
- Лихачев Д. В., Дорохин С. В., Артемов А. Ю. Анализ основных методов, применяемых в зарубежных методиках расчета светофорного цикла // В сб.: Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки. Материалы Национальной научно-практической конференции. Воронеж, 2022. С. 53–58. DOI: 10.34220/CIPDMS2022_53-58
- Минина Д. Н. Моделирование в MATLAB движения автомашин на регулируемом перекрестке // Политехнический молодежный журнал. 2022. № 2(67). DOI: 10.18698/2541-8009-2022-2-774
- Кудаев В. Ч., Буздов А. К. Полная система условий ненакопления автотранспортных средств перед светофором на симметричном двухполосном перекрестке // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2022. Т. 40. № 3. C. 103–112. DOI: 10.26117/2079- 6641-2022-40-3-103-112
- Кудаев В. Ч., Буздов А. К. Возможные режимы и оптимизация работы светофора на двухполосном перекрестке города // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2023. № 6(116). С. 65–73. DOI: 10.35330/1991-6639-2023-6-116-65-73
Информация об авторе
Кудаев Валерий Черимович, канд. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр., Институт информатики
и проблем регионального управления – филиал Кабардино-Балкарского научного центра
Российской академии наук;
360000, Россия, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а;
vchkudaev@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8313-4199, SPIN-код: 9931-1060
Буздов Аслан Каральбиевич, канд. физ.-мат. наук, стар. науч. сотр., Институт информатики и
проблем регионального управления – филиал Кабардино-Балкарского научного центра
Российской академии наук;
360000, Россия, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а;
abuzdov@rambler.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9097-3348, SPIN-код: 6808-6669